Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников


Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.
При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.
Развитие костной системы:
         Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.
Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (заменяя хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.
До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.
Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.
Осанка:
Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:
·        Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу.
·        Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
·        Изгибы позвоночника умеренно выражены.
·        Плечи умеренно развернуты и слегка опущены.
·        Лопатки симметричны и не выдаются.
·        Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
·        Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый.
При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.
Причины формирования неправильной осанки:
1.     Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
2.     Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
3.     Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
4.     Дефицит витамина D и кальция в организме.
Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Для формирования правильной осанки полезно:
·        Занятия плаванием.
·        Ношение предметов на голове.
·        Стойка у стены спиной.
·        Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
·        Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
·        Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы, как можно меньше статических поз).
·        Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.
Для формирования правильной осанки вредно:
·        Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
·        Катание на самокате.
·        Поднимание тяжестей согнувшись.
·        Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
·        Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
·        Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
·        Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
·        Длительное нахождение в неподвижной позе.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КВЕСТ- ИГРА «Я, ТЫ, ОН, ОНА, ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Солнышко сияет - играть нас приглашает

ДАВАЙ РАЗОМНЕМСЯ!